Медиа

Глава 2. Скиллсет: что нужно уметь и как это быстро развить.

Мышление дизайнера. Как выглядит процесс дизайна

Есть множество навыков, которые нужны для дизайнера. Если выписать их все, то кажется, что это никогда не освоить. Есть вещи, которые видны на поверхности: графдизайн, концептинг, инструменты и так далее. Но если мы пойдём глубже, то увидим, что дизайнер — это про образ мышления, а не только про набор скилов.
Дизайнеры по-особому мыслят. Задумайся, какими принципами пользовался человек, который создавал автомобиль, ракету, дверь в вашей комнате или интерфейс телефона. Это весь пользовательский опыт в целом.
Когда ты дизайнер, то начинаешь замечать неудобства мира вокруг себя и понимаешь, что можно сделать лучше. Быть дизайнером — это всегда знать, что существует лучший способ что-то создать.
Скилсет 1.png
Понятно где работают дизайнеры и какие задачи выполняет. Но остается вопрос как. Как они делают дизайн и какие модели используют в процессе.
Все распространенные процессы проектирования и создания дизайна имеют одно и то же ядро внутри. Это то как работает вся дизайн-индустрия. Неважно, что создаёт дизайнер: проектирует корпус автомобиля, создаёт айдентику компании или рисует интерфейс приложения для знакомств.
«Если вы можете спроектировать что-то, вы можете спроектировать что угодно» Массимо Винелли
Суть в том, что нет особой разницы между принципами проектирования. Конечно, область важна, но ещё важнее способ мышления. Именно он делает из дизайнера дизайнера. Иногда его расписывают подробнее, но глобально — всё просто.
Универсальный процесс.png
Давай рассмотрим этот процесс на примере тех же Яндекс.Услуг. Если бы мы с тобой придумывали концепцию бренда и приложение для них, то процесс выглядел бы также.

1. Исследование

Конечно, в начале нужно провести аналитику. Если пропустить этот этап, то создадим поверхностное решение и потратим ресурсы.
Мы анализируем аудиторию: используем метод персон, проводим интервью и собираем инсайты.
Визуально это можно представить как появление множества разных смыслов. Мы ищем и отсеиваем. Результат этого этапа — инсайты, которые мы сможет использовать для создания продукта.

2. Креатив

Визуально это цикличный процесс, в ходе которого мы проверяем наши идеи на прочность. Придумываем, тестируем и согласовываем. Итерация за итерацией.
На этом этапе мы придумываем концепцию для айдентики и собираем прототипы интерфейсов. Генерируем идеи, а потом отфильтровываем.
Дизайнер всегда знает, что можно сделать лучше. Иногда можно остаться здесь на «штрафной круг». Если это произошло, то мы неправильно поработали с инсайтами: что-то не доспросили у заказчика или не опросили нужную аудиторию.

3. Реализация

Мы уже согласовали наш дизайн и готовы его реализовать.
На этом этапе мы развиваем нашу концепцию на все носители, а прототипы превращаем в готовые продукты: приложения и промо-сайты.
Здесь наступает момент, когда мы начинаем соприкасать наш дизайн с реальным миром. Начинаем тестировать и докручивать продукт.
Диалог 6.png
Вот тут подробнее о том, почему всё проще.
Вот тут подробнее о том, почему всё проще.
Это упрощенная модель, но чтобы начать погружаться в дизайн и не запутаться — хватит. Теперь ты понимаешь как выглядит дизайн-процесс. Теперь о том, чему нужно обучиться.

Скиллсет, карта обучения и дизайн-библиотека

Скиллсет — это набор навыков, которые требуются от какого-либо специалиста. Например, если ты хочешь стать учителем истории, то ты должен отлично знать предмет и понимать основы педагогики. Так и дизайнеру необходимо обладать своими скилами.
Мы собрали вместе все эти навыки. Внутри каждого: теория, база материалов для углубления в тему и практические задания. Ниже ты можешь прочитать краткое описание каждого из них. Если хочешь сразу ознакомиться подробнее, то вот ссылка на скилсет.
Диалог 9.png
Не всё из этого нужно знать. У каждого дизайнера свой сет. Но если ты только начинаешь, то тебе нужно базово разобраться в каждом из них. Это не так долго. Тем более, здесь есть всё, что нужно. И, конечно, работает правило Паррето: 20% усилий дают 80% результата.
Скиллсет.png
Тут стоит пояснить момент, что так скилсет выглядит конкретно в нашей студии. А у нас работают достаточно мульти-дисциплинарные специалисты. Но принципиально он отличаться не будет. Поменяются только акценты на разные навыки.
В основе скилсета — навыки, которые базово должен понимать любой дизайнер. Он подойдет всем дизайнерам, которые делают продукты в цифровой индустрии: от брендинга и айдентики, до сайтов и приложений. Меньше он подойдет людям, которые хотят развиваться в 3D, хотя и они найдут много полезного.
Мы постарались систематизировать все скиллы с опорой на дизайн-процесс. Получилось достаточно логично. Поэтому давай разберём их на этапы. Сейчас подробнее про каждый скил.

Исследование и аналитика

Главный контент — внутри этих модулей. Чтобы перейти к нему, просто нажми на карточки. Вся информация выстроена последовательно. Поэтому ты можешь вернуться сюда, когда изучишь всё. Но вряд ли это получится за один присест.

Креатив, UX и брендинг

Здесь мы постарались объединить сразу несколько навыков. Может показаться, что выборка странная. Поясню. В нашей студии дизайнеры работают в рамках нескольких дисциплин.
Мы считаем, что дизайнер должен базово разбираться и в креативе, и в UX, и в брендинге. Хотя бы на самом базовом уровне. Я часто вижу как дизайнеры очень ограничены областью своей «экспертизы». Это буквально им мешает придумывать какие-то нестандартные решения. Если он не понимает как работает смежная для него сфера, то это сразу отрезает большой простор для дизайн-решений.

Визуальный дизайн

Существуют определённые законы, по которым мозг человека воспринимает информацию. Визуальным дизайном мы можем помогать это сделать эффективно. Поэтому одни вещи нам кажутся красивыми и удобными, а другими мы не будем пользоваться.
Это самая очевидная область развития. Именно с неё стоит начинать. Это те самые 20%, которые дадут 80% результата в работе дизайнера.

Софты

Ты наверное знаешь, что базово все навыки можно разделить на soft skills (мягкие) и hard skills (жесткие). Харды каждый из нас может прокачать. Они были выше. Например, типографика для дизайнера это хард скилл, его можно уверенно освоить благодаря обучению на нескольких курсах и практики.
С софтами же всё не так просто. Их не так просто развить. Они прокачиваются у нас на протяжении всей жизни. Например, навык коммуникации для дизайнера один из ключевых. Но пройти пару курсов по риторике будет недостаточно, так как он зависит от опыта человека, среды, темпераменты и даже генетики.
Когда ты работаешь дизайнером, то постоянно общаешься с другими людьми, стараешься поставить себя на их место, тебе нужно быть дисциплинированным и планировать время, общаться с командой и презентовать проекты. Всё это значительная часть работы над дизайном.

Дополнительно

Например, дизайнеру не нужно уметь программировать. И заканчивать художественную школу тоже не нужно. Это те навыки, которые выходят за фундамент и совсем необязательны.
Однако, мы подготовили несколько коротких модулей, которые позволят тебе понять какими компетенциями ты можешь усилить свой скилсет. Большая часть их них постоянно встречается во время работы. Например, я сам часто использую навыки работы с анимацией и видео: оформляю концепты, создаю презентации для заказчиков и монтирую кейсы.
Самый важный из них на раннем этапе — копирайтинг. Поэтому если есть время, чтобы изучить только один — начни с него.
Всем авторам материалов мы выражаем огромный респект. Спасибо. Постараемся распространить ваш труд, конечно, с указанием авторства.
💡 Чтобы получить скиллсет — напиши в telegram-бота слово «скиллсет». Если ты подписан, то доступ к контенту придёт мгновенно. Мы сделали так, чтобы только заинтересованные люди получили материал.
Развитие (главы)